» » Контраварийная подготовка водителей от профессора Цыганкова

Контраварийная подготовка водителей от профессора Цыганкова

Безопасное вождение в экстремальной жизни

Обладание автомобилем в нашей стране - это больше, чем просто обладание автомобилем. Это признак кастового отличия, молчаливое свидетельство состоявшейся жизни. Если в придачу к автомобилю есть еще и права, а также умение отличать газ от тормоза, первую передачу от второй, то счастливый обладатель не роскоши, а средства передвижения уверенно считает себя Водителем. С большой, разумеется, буквы.

Потом все эти Люди и Водители с большой буквы выезжают на российские дороги. И результатом горючей смеси гордости и недостатка навыков становятся бесконечные аварии. Подчас глупые, бессмысленные, за одну секунду уносящие жизни всех участников.

Немногие задумываются над тем, можно ли собственными усилиями избежать аварий. Эти немногие рано или поздно сталкиваются с именем профессора Э.С. Цыганкова. Доктор педагогических наук, заслуженный тренер СССР и России по автомобильному спорту, Эрнест Сергеевич в течение 25 лет тренировал легендарную сборную команду СССР по ралли. Все эти годы он вместе с учениками разрабатывал и апробировал уникальные технологии обучения водительскому мастерству, в основу которых положены наиболее успешные приемы автогонщиков, научные исследования и огромный опыт.

Сегодня эти методики используют лучшие школы повышения водительского мастерства, обучающие не только спецслужбы, охрану, милицию, профессиональных водителей, но и обычных автолюбителей.

Я отправилась в Российскую академию физической культуры, где и работает профессор Цыганков, для того чтобы задать ему вопросы, которые крутятся в голове у каждого человека, сидящего за рулем.

Эрнест Сергеевич, когда говорят о повышении водительского мастерства, чаще всего называют школы экстремального вождения. А в последнее время появились и другие термины "контраварийное", "безопасное" вождение. Объясните, кто из них кто, что скрыто за разными названиями.

Здесь действительно много путаницы и непонимания. Существует система начального обучения - автошкола. Человек, который ее заканчивает, сдает экзамен и получает право на управление автомобилем. Заметьте, право, а не навыки. Для того чтобы водить машину, недостает двух вещей. Во-первых, мастерства. Профессия водителя включает в себя до тысячи приемов управления, но для начала нужно освоить хотя бы десяток. И второе - умения защитить себя на дороге. Термин "контраварийная подготовка" придуман мной. Это та подготовка, которая позволяет защитить на дороге себя, свой автомобиль и окружающих. Как назвать это обучение - не имеет значение.

Многие возразят вам: не легче ли просто аккуратно ехать, соблюдая правила, внимательно следить за дорогой и не превышать скорость?
Можно. Но рано или поздно наступит зима, а с ней придет гололед. Как бы тихо вы ни ехали, любая ошибка может привести вас в реанимацию. Ехали-то вы осторожно, но не там и не так нажали на газ или на тормоз. В итоге попали в занос, из которого не можете выйти. Если автомобиль начал вращаться, а вы рефлекторно тормозите, то вращение превратится в движение по касательной, и вы вылетите на встречную полосу или на обочину. А как вы избежите темноты, дождя, скользкой дороги, ям и открытых люков? Не говоря уже о внезапно выбежавшем под колеса пешеходе... Если человек не подготовлен к сложной ситуации, он в нее попадет. А если подготовлен - сможет избежать или выйти с наименьшими потерями. То обучение, которое мы разработали, я бы назвал активной безопасностью водителя.

Вы готовили профессионалов: спортсменов, работников КГБ и ФСБ, каскадеров. Понятно, что до встречи с вами у них уже был какой-то опыт вождения. А какой стаж необходим обычному водителю для того, чтобы начать повышать свое мастерство?

Стаж вообще не обязателен. Даже наоборот, чем раньше начать, тем лучше. Я считаю, что человек, который может самостоятельно доехать до автодрома, где проходят занятия, подготовлен достаточно. С другой стороны, если стаж вождения очень большой, приходится переучивать, что всегда сложнее. Потому что вместе с правильными приемами, "прилипает" к водителям много вредного, что нужно искоренять.

Какие из этих "вредных" привычек повторяются чаще всего?

Большинство неправильно держит руки на руле, неправильно сидит и нажимает на педали.

Как это можно неправильно нажимать на педаль?

Действительно, казалось бы, что тут сложного. Нажал, включил передачу и поехал. Но если показать вам, что происходит с профессионалами в острой, критической ситуации, вы бы увидели то, что мы называем "танцем на педалях". Руки и ноги мелькают так, что уследить невозможно. Вот я задам вам вопрос, который задаю всем, кто уже водит. Сколько приемов торможения вы знаете?

Два, наверное...

Вот все так примерно и говорят. А их на самом деле двести сорок штук. Можно без них прожить? Можно. Если ездить потихоньку и во дворе. Но в критической ситуации с двумя приемами вы пропадете. В нас генетически заложены способности ходить, спать, бегать. А способность управлять тремя педалями, двумя рычагами и рулем не заложены. Поэтому их нужно тренировать, доводить до автоматизма, тогда они помогут в ситуации, когда все решают доли секунды. Например, у нас в школе есть специальные тренажеры, на которых начинающие в течение пяти дней делают примерно пятнадцать тысяч движений руками и ногами.

То есть обучение "контраварийному вождению" дает человеку дополнительные возможности контролировать ситуацию?

Фантастические возможности. Человек разбирается с рулением, с торможением, с прохождением поворотов. Ведь даже на скорости 40 км в час на повороте можно положить автомобиль набок. Или, пытаясь замедлиться, отпустить педаль газа и сделать себе хуже. Мы изобрели целую науку не просто управлять автомобилем, но чувствовать его всем телом.

Эрнест Сергеевич, а тренировки эти не опасны? Заносы, экстренные торможения...

Такие вещи, как занос, вращение автомобиля, отрабатываются на льду именно потому, что на асфальте это делать опасно. Малейшая ошибка - и машина на крыше. А зимой все это происходит замедленно и гораздо более мягко.

Правда ли, что при учебе сгорает комплект, а то и два резины, отваливается и ломается все, что плохо прикручено?

На первом, начальном этапе такого не происходит. Конечно, дефекты вылезают. И хорошо бы приезжать с подготовленным автомобилем: проверить развал-схождение, отрегулировать двигатель, накачать шины, проверить амортизаторы и колодки. Чем интенсивнее будет учеба, тем больше нагрузки выпадет на автомобиль. На некоторых программах, где идет именно экстремальное вождение, резина может сгорать. Одна тренировка - и четыре колеса выбрасываются на помойку.

А можно ли в таком случае учиться на машине инструктора?

Понимаете, у каждого автомобиля есть фамилия, имя и отчество. И, конечно, собственный характер. Поэтому нужно понять и почувствовать именно тот автомобиль, на котором придется ездить. Я не верю, когда школа предлагает учиться на "восьмерке", уверяя, что эти навыки можно использовать на "Мерседесе". Не верю и все. Не могут эти машины вести себя одинаково.

Мы говорим о том, как избегать аварий, преодолевать непредвиденные обстоятельства. А вот такая вещь, как парковка. В условиях большого города неумение аккуратно парковаться часто становится большой бедой. Этому тоже можно научиться?


Здесь есть совершенно замечательные, давно нами отработанные методики. Вот пример упражнения по работе с передними габаритами. Ставятся стоечки. Преподаватель стоит снаружи и предлагает ученику подъехать как можно ближе. И показывает, сколько вы не доехали. Один раз, другой, третий, десятый. Постепенно водитель сам начинает чувствовать, сколько остается до стойки. Дальше наступает следующий этап. Ученик сам, не вылезая из машины, пытается определить расстояние до стойки, а преподаватель сравнивает показания с реальностью. Потом стойки заменяются на низкие конусы, аналог тротуара. И все повторяется. А последнее упражнение этого комплекса состоит в следующем. Ученик разгоняется 20 метров, а затормозить должен перед стоящим преподавателем, коснувшись (и не сбив!) его бампером. Если получилось, значит, обучен хорошо. Хочу сказать, что все преподаватели живы и здоровы. Кстати, когда мы обучаем водителей спецслужб, которые подготовлены лучше всех, то перед машинами встаю я сам.

Эрнест Сергеевич, когда вы едете по городу, раздражают ли вас неумелые водители?

Нет, что вы. Вся моя жизнь связана с обучением, поэтому я их очень понимаю. По тому, как машина движется, точно могу сказать, что в этот момент делает водитель, где у него руки и ноги. А думаю я вот о чем. Мы разработали критерии правильной посадки, захвата руля. И много лет эти вещи пропагандируем. Иногда я еду и вижу: молодая девушка, на стекле знаки "У", "туфелька", а руки точненько лежат в верхнем секторе руля. То, что я долбил тридцать лет, наконец, что называется, пошло в массы. И я ей мысленно аплодирую. А следом вижу джип, где сидит такой крутой парень, который одним пальцем правой руки придерживает руль, а другую руку выставил в окошко. Мне хочется спросить его: "А если случится что-то неожиданное, что ты можешь сделать? Ничего..."

Кстати, о девушках... Могут ли женщины успешно обучаться по подобной программе? И вообще, как вы относитесь к распространенному представлению, что женщина на дороге - это катастрофа?

У женщин проблемы с вождением бывают только по одной причине: их учат мужчины. Особенно, если это мужья или отцы. Я, например, своих детей сам не учил, отдал коллегам. Однажды один из ведущих тренеров по автоспорту привел к нам свою жену, которая, по его словам, абсолютная бездарь в вождении. Он попросил ее хоть как-то подучить, потому что боялся с ней ездить. Педагог тестировал женщину два часа, а после этого заявил, что учить ее нечему, она все прекрасно умеет и может. Все дело было в том, что муж пытался заставить ее думать так же, как он сам.

У нас сейчас женщин учится больше. И говорить о каких-то отдельных сложностях не приходится. Они все разные. Вы знаете, я могу назвать вам фамилии некоторых женщин, которые выигрывают автомобильные марафоны у мужчин, побеждают в ралли. Многие женщины обучаются блестяще, используя природные преимущества. Они быстрее приспосабливаются к ситуации, меньше подвержены обидам на дороге, амбициям каким-то. Потом, женщина более внимательна к мелочам, пунктуальна, охотно следует тому, чему ее научили. И программы у нас совершенно одинаковые для всех. Ведь и дорога общая, нет полосы отдельно для женщин и отдельно для мужчин.

А что, это было бы неплохо... Скажите, а возраст имеет значение?

Конечно. Чем раньше человек начнет приобретать навыки, тем лучше. Я бы начинал учить вождению с шести лет. Ну, по крайней мере, с одиннадцати. По нашим наблюдениям, в этом возрасте обучение проходит легче всего. А верхней границы нет. Человек в возрасте немножко теряет в реакции, но выигрывает в умении прогнозировать. И в 70 лет, если сознание в порядке, вполне можно идти на курсы.

Как вы считаете, меняется сознание у тех, кто проходит курс "контраварийного вождения"?

Один ученик сказал мне: "Я чувствую, что теперь мне хочется тихо-тихо ездить за троллейбусом. Потому что раньше я не понимал, насколько автомобиль может быть опасен". Человек становится разумнее и чувствует себя спокойнее. Обратите внимание: настоящего профессионала вы на дороге не увидите. Он не будет мигать, сигналить, дергаться. Он обгонит вас так, чтобы вы ни на секунду не почувствовали этого. Все это потому, что он на дороге - в своей тарелке. А вот "чайника" невозможно не заметить, потому что он быстро догоняет, быстро уступает, дергается назад. Это все от неумения и нервозности.

Есть ли люди, которым не дано научиться хорошо водить?

Психологи говорят, что 13% взрослых вообще не должно садиться за руль из-за определенных психологических проблем. Я, честно говоря, не соглашусь с этим, потому что сам работал с людьми, которых нигде не смогли научить. Им говорили, что "не дано". На самом деле, это означает, что человеку не подобрали ту методику, которая ему подходит. И бабушке, которая путешествует на дачу, и женщине, которая возит ребенка в школу, и мужчине, который вынужден зарабатывать на собственном автомобиле, не только можно, но и необходимо, на мой взгляд, освоить безопасное вождение. Весь вопрос лишь в том, чтобы выбрать уровень. Если вы ездите во дворе, значит, нужно научиться как следует заезжать в гараж, не сшибая при этом всех и все.

Все видели трюки в кино, из которых обыватель черпает представления об экстремальном вождении. Полицейский разворот, перелет через препятствие, езда на двух колесах - этому можно научиться обычному водителю?

Про полицейский разворот я могу сказать вот что. Ровно за семь минут я научу вас этому. Это ерунда. А каскадерские трюки, хотя и доступны, на самом деле не нужны. Гораздо важнее освоить то, с чем можно встретиться: скольжение, выравнивание, управление устойчивостью автомобиля. В нашей стране нельзя рассчитывать, что государство или кто-то спасет от проблем на дороге. Поэтому мы должны уметь себя защитить самостоятельно.
Теги новости:
Поделиться интересной новостью с AutoHelpGid.ru или рекомендовать своим друзьям :

Прямая ссылка:
BB-code ссылка:
HTML ссылка:









Еще статьи на эту тему
Некто Даниель из Саксонии очень любит Ford Fiesta. Но не просто как таковую, а переделанную под себя, то есть
Покупать автомобиль, конечно, лучше новый. А что делать, когда денег на новую машину не хватает? Приходится
Ну вот, лето распрощалось с нами окончательно. Впереди дождливая осень и наша слякотная, то с морозами и
Copyright 2013-2016
Ремонт авто своими руками, видео и книги по ремонту автомобилей