» » Кадры для авто сервиса.

Кадры для авто сервиса.

Кадры для авто сервиса.


Культура воспитания специалистов для автосервиса в России не имеет глубоких традиций. И это связано не только с общей отсталостью страны в области автомобилестроения. Сети станций техобслуживания «вазовской» продукции, которые появились в 70-х годах, стали «кузницей» таких кадров, от которых большинство нынешних автосервисов неистово открещиваются. Тогдашние автомеханики наряду с продавцами и официантами стали визитной карточкой ненавязчивого советского сервиса: хамского, безобразного и сребролюбивого. Действительно хорошим мог быть только блатной автосервис, что и фиксировал тогдашний анекдот про клиента, интересовавшегося «тех ли это сервис или этих». Современный автосервис - это не вотчина одного хорошего механика или жестянщика. Автосервис наших дней насчитывает полтора десятка специальностей, и многие из них требуют особой профессиональной подготовки. Откуда же в настоящее время приходят кадры, которые решают, быть или не быть сервису рентабельным?

Митрофанушки.

Было бы наивно думать, что кадры для современных фирменных сервисов и центров готовят с младых ногтей. Хотя во многих школах и сохранился институт учебно-производственных комбинатов (в которых, правда, курсы автослесарного дела все активнее заменяются курсами информатики), толку от него мало. «Материал» (за исключением редких «кулибиных») УПК дают сырой, разболтанный и совершенно лишенный хоть какой-либо мотивации. Профессионально-технические училища, они же, на новый лад - колледжи, хотя и рекламируют введение в учебную программу профильных курсов, в большинстве своем тоже работают вхолостую. О выпуске реальных работников речи не идет - хорошо, хоть чем-то заняты, а не водку по подъездам пьют.

По мнению директора Российско-германского автоцентра Андрея Агапова, главной проблемой с выпускниками ПТУ является их безответственное отношение к учебе. И виноватой оказывается не система образования, а сам человек. Он платит деньги за курсы, но трудоустроиться не может, потому наплевательски относится и к учебе, и к работе. Среди выпускников ПТУ по-прежнему большой процент пьянства и воровства. Но даже неиспорченные молодые люди точно не станут мастерами, не пройдя путь от простого чернорабочего. Дело в том, что при обучении им дают в основном теоретические знания. Знания, к слову, достаточно хорошие. Во многих учебных заведениях стала внедряться так называемая модульная система — учебная программа, направленная на оптимизацию знаний и навыков. Система гибкая, призванная быстро реагировать на потребности рынка, внедрение новых технологий и т.п.

Модульная программа делится на автономные части. Например, подготовка автослесаря включает в себя следующие модули: обслуживание системы зажигания, мойка машины, шиномонтаж и другие. Однако изучение всех этих блоков не обязательно — в зависимости от потребности производства обучение может производиться по одному из них. Казалось бы, изучение по этой методике позволяет дифференцировать подход к категориям обучаемых специалистов, добиться качественной подачи материала... Но все прогрессивные методики не заменит элементарная практика. А ее-то и не хватает. Потому что большинство колледжей полностью оторваны от реального сервиса, реального производства. Исключения редки. Одно из них - Автолицей №335, преобразованный в таковой приказом Московского департамента образования в 1995 г. Лицей самостоятельно формирует заказы на подготовку специалистов для предприятий города. У него есть заключенные договоры с департаментом инженерного обеспечения при правительстве Москвы, с крупными автотранспортными предприятиями разных форм собственности, такими как автокомбинаты № 23, 33, с одной стороны, и «Musa Motors» - с другой. Тем не менее никому они по большому счету не нужны. На пути их трудоустройства есть существенное препятствие - армия. Им так и говорят: «Отслужите - приходите».
Обнинский Техлицей — более удачный пример. Создан он по инициативе местного автосервиса «Фаэтон», специализирующегося на обслуживании автомобилей «Ауди» и «Фольксваген». Его директору на нехватку кадров жаловаться надоело (сегодня каждая пятая иномарка в регионе - это «Ауди» или «Фольксваген», такой объем автомобилей надо кому-то ремонтировать), и он решил взращивать их самостоятельно. Слушатели курсов получают здесь все: от практических навыков работы с реальными автомобилями до уроков по тому, как надо вести себя с клиентом. В перспективе лучшие ученики получат возможность постажироваться в учебном центре BOSCH. Поступить на курсы могут все желающие, но предпочтение отдается отслужившим в армии.

И все же «лицеистов» на сервисах редко ждут с распростертыми объятиями. Почему?

Наталья Калинина, HR-менеджер компании GEMA: «Главными условиями приема на работу в наш автосервис являются наличие опыта не менее 2-3 лет, возраст 25-45 и образование не ниже средне-специального. Хотя все-таки высшее предпочтительнее. Дело в том, что от каждого претендента, который тестируется и проверяется не только службой персонала, но и мастером, непосредственным начальником, помимо квалификации требуется определенный уровень общего развития. Ему общаться с клиентом. По его внешнему виду, лексике и поведению клиент судит обо всей компании. Риск должен быть исключен».

Auto Mater

Беглый анализ авторизованных столичных автосервисов показывает, что сегодня высшее образование имеет 70 и более процентов их работников. Без пропуска в виде университетского диплома дорога на престижную и высокооплачиваемую работу практически закрыта. Вузов, готовящих автомобильных специалистов, в стране много. Такие, как МАДИ или МАМИ, котируются и сегодня достаточно высоко. В вузах есть и разнообразные кафедры, и специальные учебные циклы, и даже современное диагностическое и ремонтное оборудование иностранных фирм-производителей. В одном из них студенты вовсю работают на оборудовании, которому могли бы позавидовать многие: на лазерных и комплексных стендах развала и схождения колес, беспылевой окрасочной камере, стенде компьютерной диагностики двигателя и восстановления размеров кузова...

Все бы здорово. Но и этого оказывается мало. У каждой марки автомобиля есть свои нюансы, а значит, подготовка на фирменный центр Volvo должна быть все-таки несколько другой, чем на Mercedes. Кроме того, отрасль требует работников все новых и новых специальностей, которых вузы просто не успевают готовить. Разрешить заковыку помогают специализированные компании. Одна из них - «Формула Моторс». Компания занимается обучением и повышением квалификации специалистов для автосервисов. Помимо обучения новичков «с нуля», она принимает заказы от действующих автосервисов на подготовку и переподготовку специалистов, может скомплектовать бригаду, участок. Например, для фирмы, которая занималась ремонтом какой-то одной модели и хочет расширить спектр своих услуг, составляется индивидуальная программа.
Если речь идет об обучении совершенно особым технологиям и премудростям, которые к тому же подходят под категорию «секрет фирмы», то в игру вступают учебные центры непосредственно самих производителей. Так некоторое время назад в Москве были открыты учебные центры Standox, Glasurit, Дюпон Автоэмали и некоторые другие. Они, в принципе, заняты похожим делом: готовят мастеров высшей квалификации по специальностям маляр по окраске автомобилей и колорист (специалист по подбору цвета). Обучение для клиентов и партнеров бесплатно. Но выпускники центра - в хорошей цене. В России базовый курс Standox «Технологии подготовки и окраски ремонтной поверхности автомобиля» рассчитан на неделю. Теория — полный учебный день, остальные дни — практика. Углубленный курс для маляров «Технологии подготовки и окраски ремонтной поверхности автомобиля» тоже рассчитан на неделю. В него входят тренинги по отработке техники «окраски с переходом» или «пятном», а также по применению водоразбавляемой системы. Если есть необходимость — трехдневный курс «Подготовка и окраска пластиковых деталей».

В российской компании «Авто-Макси» желающие могут получить тоже весьма нужную профессию, которой не сыщешь в программах лицеев и вузов. Она называется «мастер косметического автосервиса». Срок обучения определяется индивидуально покупателем и обучающим технологом (в среднем 2-3 дня на одну технологию). Обучение проходит в одном из автосервисных центров. И все-таки основная работа по развитию персонала происходит по-другому.

Наберут по объявлению.

По признанию менеджера компании «Николь Моторс», подбор специалистов осуществляется прежде всего через рекламу в СМИ и через знакомых. При этом в потоке кандидатов выделяют того, кто, уже обладая опытом, был бы готов к обучению. Кандидату предоставляется возможность отработать на своем рабочем месте несколько дней, причем на этом этапе взаимные обязательства сведены к минимуму. Реальная рабочая ситуация является лучшим тестом и для кандидата, и для руководства. Для того чтобы продвинуться по службе, надо постоянно повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование. Ответственный за подбор кадров сотрудник компании «Аояма Моторс» считает, что готовых специалистов на рынке труда, как правило, нет вовсе. Поэтому при наборе в компании смотрят не столько на опыт, сколько на потенциал человека. Здесь тоже одно из главных требований - наличие высшего технического образования. Для каждой специальности разработаны тесты на проверку профессионализма и логического мышления. Хотя у фирмы достаточно жесткий отбор, зато людей удается находить действительно перспективных. В компании все новички проходят стажировку на рабочем месте. Если происходит расширение или изменение профиля работы подразделения, то для сотрудников организуются курсы, на которых читаются лекции на профессиональные темы, включая вопросы охраны труда и права. Этим обучением занимаются специалисты, которые, в свою очередь, повышают квалификацию с помощью японских коллег. Директор техцентра ГЕМА Сергей Петрунин, поработавший в таких известных фирмах, как «Автосан» и «Тринити-Моторс», прием на работу новых сотрудников начинает с личной беседы. Соискатель той или иной вакансии заполняет анкету прямо у него в кабинете, где помимо сведений о семейном положении и послужном списке указывает, что конкретно он умеет делать. После этого на анкете должны появиться визы технического директора и сервис-менеджера. Все это делается для того, чтобы повысить ответственность тех же механиков за выполняемую ими работу, а руководства - за людей, которых они принимают.

Заморский ментор.

«Домашняя» форма обучения специалистов развита во многих крупных автоцентрах. Опыт приходит со временем и передается от старожилов к новичкам. Система работает исправно. Высокий уровень мастеров подтверждается инспекциями, которые время от времени приезжают из-за рубежа. Тех же работников ГЕМЫ довольно часто экзаменуют шведские специалисты, которые проверяют соответствие сервисов компании высоким нормам «СААБа». Один из любимых скандинавских трюков — найти в автомобиле шесть подстроенных неисправностей - мастера ГЕМЫ всякий раз сдают успешно. Значит, все в порядке. Тем не менее большинство зарубежных автомобильных представительств, действующих в России, помимо всего прочего требуют от всех своих авторизованных дилеров посылать людей на учебу в фирменные центры. Компания «Форд» стала одной из первых, кто открыл свой центр для обучения дилеров. В нем с определенной периодичностью организуются «образовательные курсы», тематику которых подсказывают как сами дилеры, так и владельцы автомобилей. Для этого «Форд» организовал «горячую линию», куда может позвонить любой автовладелец или клиент фирменного «фордовского» сервис-центра. Анализируя звонки на «горячую линию», сотрудники учебного центра «Форда» строят свою работу с дилерами. Однако опыт показывает, что и эта форма обучения не является идеальной. Искать совершенство заставляет сама жизнь. Когда пропускная способность образовательного центра Volvo в столице была исчерпана, представительство предложило дилерам ввести у себя в штатном расписании должность локального тренера. Теперь обучение в центре проходит только локальный тренер, до сведения которого доносится информация обо всех последних новинках и технологических достижениях. Локальный тренер выступает проводником этих знаний, работая в авторизованном сервисе в качестве полноценного сотрудника. Он и обучает персонал всему тому, чему его обучили в центре, и выставляет оценки работникам сервиса, проводит их аттестацию, рекомендует руководству сервиса продвинуть или, наоборот, «задвинуть» того или иного сотрудника. Помимо этого представительство «Вольво» проводит семинары для всех дилеров, вызывая с завода непосредственных «авторов» той или иной автомобильной системы или конструкции. Сегодня это разработчик трансмиссии, завтра - электронщик. Трудно представить себе более эффективную форму обучения, чем та, при которой люди, обслуживающие машину, могут пообщаться с ее создателями напрямую. Через такие университеты пройти и полезно, и выгодно. Ведь только так становятся настоящими мастерами, зарабатывающими деньги и себе, и владельцу.

Есть, однако, в авторемонте совершенно особая статья и отдельная, так сказать, история - ремонт кузовной. На «жестянщика», оказывается, не учат специально нигде. Как считает Владимр Шимилис, начальник цеха кузовного ремонта одного из московских техцентров, стать квалифицированным жестянщиком непросто. Тут нужен талант, способность «чувствовать металл», не говоря уже о базовых знаниях о том же металле. Подбор кадров - это главная проблема в кузовном ремонте, а обучать их самостоятельно, фактически за свой счет и с непредсказуемым результатом действующие автосервисы пока не готовы. А зарубежные фирменные учебные центры, считает г-н Шимилис, учат преимущественно замене деталей, а не ремонту. Есть, в общем, над чем подумать и поработать.
Теги новости:
Поделиться интересной новостью с AutoHelpGid.ru или рекомендовать своим друзьям :

Прямая ссылка:
BB-code ссылка:
HTML ссылка:









Еще статьи на эту тему
Mitsubishi Carisma Evo VI ездит еще быстрее, чем это может внушить его внешний вид. Такой автоспорт, как
Автомобили марки Mitsubishi в последнее время на нашем рынке завоевывают все более прочные позиции. Причин
Среди наших автомобилистов машины с "молнией" на капоте пользуются особой популярностью и даже любовью. Среди
Что же из себя представляет московский рынок услуг в сфере установки защитного оборудования для автомобилей?
Оказывается, что самой веской мотивацией в пользу выбора той или иной модели автомобиля при его продажах
Copyright 2013-2016
Ремонт авто своими руками, видео и книги по ремонту автомобилей